"РУССКИЙ ТЕЛЕГРАФ", 1997, декабрь, № 70
авария
Самое прибыльное предприятие российской космонавтики дало сбой
Неудачей завершился очередной коммерческий запуск зарубежного спутника связи. Космический аппарат AsiaSat 3 стоимостью 200 млн долларов, изготовленный в США по заказу гонконгской телекоммуникационной компании Asia Satellite Telecommunications, выведен на нерасчетную орбиту. Использовать его по назначению, по утверждению фирмы-владельца, невозможно.
Ракета "Протон-К" стартовала с космодрома Байконур в ночь со среды на четверг. В течение шести часов все шло по графику: по очереди отделились первые три ступени ракеты, включился и после шести минут работы выключился двигатель разгонного блока ДМ3, после чего пять часов спутник с разгонным блоком двигались по инерции. Неприятности начались при втором включении ДМ3. Вместо положенных 110 секунд двигатель проработал всего одну, после чего произошло его аварийное отключение. Несмотря на это, через двадцать минут бортовая автоматика отделила спутник от разгонного блока.
На своей нынешней орбите (сильно вытянутый эллипс с максимальным расстоянием от Земли около 36 тысяч км и минимальным – около 200) без вмешательства с Земли спутник может просуществовать около двух месяцев. Сейчас, по сведениям фирмы-изготовителя "Hughes", с аппаратом поддерживается связь. Представители "Hughes" и "AsiaSat" заявили, что рассматривают возможность управляемого увода его с орбиты.
Ни "AsiaSat", ни "ILS", ни Центр им. Хруничева, по утверждениям их представителей, не понесут прямых финансовых потерь в результате аварии, поскольку спутник был застрахован. "AsiaSat 3" – спутник модели HS601HP, выпускаемый американской компанией "Hughes" – должен был заменить работающий на орбите "AsiaSat 1", ресурс которого истечет только в 1999 г. К этому моменту, по заявлению главного управляющего "AsiaSat" Питера Джексона, фирма успеет заказать и вывести на орбиту еще один спутник.
По словам г-на Джексона, именно из-за возможной потери спутника при запуске его фирма и выбрала столь ранний срок замены аппарата "AsiaSat 1".
Нынешняя неудача, возможно, скажется на репутации ракеты "Протон-К" в качестве носителя коммерческих спутников. Но портфель заказов фирмы ILS (а его объем, по утверждению экспертов, давно перевалил за миллиард долларов) вряд ли сильно уменьшится: аварии случались практически со всеми существующими ракетами. Представитель фирмы "AsiaSat" не исключает, что следующий их спутник вновь будет запущен "Протоном".
До сих пор все коммерческие запуски с помощью ракеты "Протон-К" (всего их было семь) были успешными. По отзывам экспертов, страховые фирмы ставили ее на один уровень с западными средствами выведения спутников на орбиту.
Впрочем, при использовании ракеты "Протон-К" в российских программах в прошлом году дважды имели место аварии. В обоих случаях, по словам Александра Лебедева, зам. генерального директора Центра им. Хруничева, отказы случались по вине разгонного блока. Тем не менее г-н Лебедев подчеркнул, что Центр им. Хруничева не намерен в ближайшее время отказываться от использования блока ДМ3 при проведении коммерческих запусков и не будет форсировать проводимые работы по созданию нового разгонного блока "Бриз-М".
СПРАВКА
Запуск спутников связи – самый выгодный сектор мирового космического рынка. Стоимость одного запуска – порядка 60-70 млн долларов. Россия пробилась в этот сектор только в прошлом году и действует через российско-американское СП "ILS" (International Launch Services), в которое с российской стороны входят две фирмы – Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева и ракетно-космическая корпорация "Энергия" – изготовители, соответственно, трехступенчатых ракет 8К82К ("Протон-К") и семейства разгонных блоков ДМ.
Сергей Голотюк