"НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ",   2000 год,   № 5,   с. 25-26

статью С.Голотюка см. ниже
 

Информационный период номера 1 – 31 марта 2000 г.
 

 

Неудачный запуск
"Морского старта"

И.Афанасьев. «Новости космонавтики»

   12 марта в 06:49 PST (14:49 UTC, 17:49 ДМВ) с плавучей самоходной пусковой платформы (ПСПП) Odissey комплекса «Морской старт», находящейся в Тихом океане вблизи экватора в точке с координатами 0°с.ш., 154°з.д. примерно в 375 км от о-ва Киритимати (о-в Рождества) был выполнен пуск РН «Зенит-3SL» со спутником мобильной связи ICO F-1.
   Связь с ракетой была потеряна на 461-й сек полета, еще до окончания выработки всего топлива второй ступени носителя.
   Авария произошла над Тихим океаном. Происшествие не создало угрозы безопасности населения. Ни персонал «Морского старта», ни ПСПП, ни сборочно-командное судно (СКС) Sea launch Commander не понесли ущерба. Пострадали только заказчики и престиж компании Sea Launch Company…
   Журналисты ожидали вестей о втором коммерческом запуске «Морского старта» из порта приписки судов – Лонг-Бич, Калифорния. Специально для них была организована прямая трансляция предстартовой подготовки и пусковых операций, выдержки из которой мы приводим ниже.
   За восемь часов до старта инженеры, отвечающие за работу систем, с согласия службы погоды дали добро на проведение предстартовых операций. Через три часа начался предстартовый отсчет времени. 
   Т*-1 ч 20 мин. С ПСПП ведется прямая телетрансляция операций. На экране видны пары кислорода, уходящие из ракеты в предутреннюю темноту.
   Т-35 мин. Окончание заправки; операции контролируются стартовой группой, находящейся на борту СКС в 5 км от пусковой платформы.
   Т-16 мин. Стрела транспортно-подъемного агрегата (ТПА), используемого для перевозки ракеты из ангара и установки на стартовый стол, переводится из вертикального положения.
   Т-3 мин 30 сек. Стрела ТПА опущена, агрегат возвращен в ангар, ворота ангара закрыты. Завершен предстартовый опрос систем. Все готово к пуску.
   Т-2 мин. Объявлена готовность к запуску спутника ICO F-1.

*Т – время старта.

   Т+0. Пуск! Вспышка пламени озаряет темноту. «Зенит-3SL» поднимается над платформой.
   T+30 сек. Ракета плавно удаляется от ПСПП на юго-восток.
   T+60 сек. Пройден максимум скоростного напора.
   T+90 сек. Стабилизация полета в норме.
   T+2 мин. Началось дросселирование ЖРД первой ступени. Телеметрия с ракеты идет через спутник Системы слежения и ретрансляции данных TDRSS.
   T+2 мин 30 сек. Зафиксирована нормальная отсечка ЖРД первой ступени и разделение ступеней. Подтверждено включение ЖРД второй ступени.
   T+3 мин 30 сек. Сброшен обтекатель.
   T+4 мин. ЖРД второй ступени продолжает работу. Вертолет, прибывший на «Одиссей», сообщил об отсутствии на платформе очагов возгорания и какого-либо значительного ущерба.
   T+6 мин. ЖРД должен выключиться через 2 мин. Ни о каких проблемах не сообщается.
   T+8 мин. По сообщениям дежурного комментатора, ЖРД ступени отключил как запланировано. 
   T+10 мин. Подтверждение отделения второй ступени. Зафиксирован провал в передаче данных между ракетой и спутником системы TDRSS. С этого момента и начинаются странности – разделение по циклограмме должно было произойти на 56 сек раньше.
   T+11 мин. Восстановление связи. Представители «Морского старта» сообщают, что ракета движется по штатной траектории.
   T+14 мин. Специалисты полагают, что двигатель третьей ступени – блока ДМ-SL – запустился. Однако из-за нештатной работы телеметрии об этом событии подтверждения не поступило. Тоже весьма странно – включение блока ДМ-SL предполагалось в Т+9 мин 14 сек, почти сразу после отделения второй ступени.
   T+17 мин 30 сек. Должно завершиться первое включение блока DM-SL. Специалисты не могут сообщить, что ЖРД ступени сработал штатно.
   T+20 мин. Должностные лица говорят, что примерно через 15 мин российская наземная станция («Сатурн» на космодроме Байконур. – И.А.) должна получить сигнал блока DM-SL, подтверждающий штатную отработку первого включения ступени. 
   T+28 мин. Как и планировалось, «Морской старт» прервал телетрансляцию на период пассивного участка траектории. Передача должна возобновиться в Т+1 ч 11 мин. До тех пор не будет ясно, успешно ли отработал блок DM-SL в первом включении.
   Т+1 ч 06 мин. Представитель «Морского старта» сообщил, что пока не поступило никакой дополнительной информации. Нехватка данных драматизирует события: специалисты молчат.
   Т+1 ч 49 мин. В ожидании возобновления трансляции запуска; нет никакой новой информации.
   Т+1 ч 57 мин. Сейчас должен во второй раз включиться ЖРД блока ДМ-SL.
   Т+2 ч 05 мин. Все замерли в ожидании. 
   Т+2 ч 09 мин. Вместо сообщения об отделении спутника ICO F-1 от третьей ступени, представители «Морского старта» объявляют, что сегодняшний полет «был аномальным»…
   Т+2 ч 19 мин. Уточнение: телеметрия указывает на проблемы в работе второй и третьей ступеней, приведшие к уходу носителя с курса. Специалисты полагают, что третья ступень со спутником ICO упала в Тихий океан примерно в 4300 км от места старта. Формируется группа оперативного определения причин аварии…


   Вскоре после этого перед представителями прессы выступил Уилльям Трафтон, президент Sea Launch Company. «Группа специалистов «Морского старта» чрезвычайно огорчена аварией, – сказал он. – Я выражаю свои искренние извинения и сожаления Hughes и ICO и гарантирую всем нашим заказчикам, что мы определим причину отказа и предпримем все необходимые меры по его устранению… Это трудный бизнес. К сожалению, отказы возможны…» При этом У.Трафтон подчеркнул, что группа профес-сионалов из четырех стран – участниц проекта «преодолеет неудачи и сумеет обеспечить надежные пусковые услуги в будущем».
   «Падение ракеты «Зенит-3» – большая неудача для Украины», – заявил на следующий день в Киеве заместитель генерального директора Национального космического агентства Украины Эдуард Кузнецов. Он сообщил, что до выяснения причин аварии все пуски РН «Зенит-3SL» приостановлены. На завод – изготовитель ракет-носителей в НПО «Южное» (Днепропетровск) будет направлена комиссия специалистов, которая должна установить возможную причину аварии.
   16 марта представители НПО «Южное» сообщили, что «ни одна из систем «Зенита» не виновата в аварии… Наземная компьютерная система выдала неверную команду при подготовке к запуску, что привело к преждевременному отключению двигателей второй ступени. В других системах в течение полета проблем зарегистрировано не было…».
   Таким образом, украинские специалисты первыми в качестве причины аварии назвали логическую ошибку в системе управления предстартовой подготовки. По данным ГКБ «Южное», анализ информации свидетельствует о том, что наземная автоматизированная система непосредственно перед стартом ракеты не выдала обязательной команды о закрытии клапана пневмосистемы второй ступени, что стало причиной ее разгерметизации сразу же после старта. Потеря давления в системе, обеспечивающей в т.ч. и работу автоматики рулевого ЖРД, превысила 60% и привела к остановке этого двигателя. Потеря управляемости ракеты привела к выработке команды «аварийное выключение двигателя» (АВД) – фактическому прекращению полета – на 461-й секунде.
   Представитель НПО «Южное» Юрий Алексеенко сказал, что компания разочарована, но надеется на успешный запуск в будущем. Он сказал, что РН «Зенит», которая будет использована в следующем пуске, не нуждается ни в каком «регулировании».
   Представители российской стороны призвали не делать преждевременных выводов. «Наше дело – выполнить расследование…» – сказал заместитель главного конструктора РКК «Энергия» Вячеслав Филин.
   24 марта Boeing получил «Соглашение о технической помощи» (Technical Assistance Agreement) от Госдепартамента – лицензию, дающую право аварийной комиссии начать сбор данных и расследование причин аварии.
   От компании Boeing комиссию возглавит Джим Мейзер (Jim Maser), главный инженер проекта «Морской старт», имеющий большой опыт в управлении и техническом руководстве программ носителей Delta и EELV.
   «Мы приложим все усилия, чтобы исследовать проблемы с точки зрения полноты, методичности и дисциплины исполнения... – сказал Мейзер. – Перед тем, как мы сможем вернуться к полетам, нам необходимо получить конкретное доказательство, что основная причина аварии найдена и исправлена.»
   Каждый из партнеров пока проводит независимое расследование, результаты которых комиссия через несколько недель соберет воедино. Впоследствии Мейзер возглавит работу по возвращению ракеты в строй. 
   29 марта стали известны предварительные результаты расследования. АВД произошло в результате неверной команды на открытие электропневмоклапана пневмосистемы второй ступени, выданной в процессе наземной подготовки. Эта команда привела к нештатной работе ЖРД ступени и, как результат, к аварийному прекращению полета и потере ракеты и спутника стоимостью 200 млн $. Сигналы телеметрии продолжали поступать через 15 сек после выдачи команды АВД, а некоторые неустойчивые данные принимались еще в течение 5 мин. До этого телеметрия, получаемая через спутник системы TDRSS, была устойчивой и хорошего качества.
   Представительница «Морского старта» Паула Корн подчеркнула, что груз вины одинаков для всех участников проекта: «За программное обеспечение отвечает «Энергия». Но мы работаем как одна команда… Найденная ошибка – неудача для всех нас… Мы надеемся решить все проблемы к лету».

   По материалам The Boeing Company, Sea Launch Company, ИТАР-ТАСС, Интерфакс.

Основные характеристики 
системы ICO

   Состав космического сегмента – 
10 КА + 2 КА орбитального резерва.
   Высота орбиты – 10390 км.
   Наклонение орбиты – 45°.
   Число и расположение орбитальных плоскостей – две под 90° друг к другу.
   Состав земного сегмента:
   • 12 станций сопряжения (узлов доступа к спутникам – satellite access nodes, SAN), связанных между собой земными линиями связи (сеть ICONET);
   • Центр управления наземной сетью (Network Management Centre, BNMC) (основной в Токио, запасной в Лондоне);
   • Центр управления спутниками (Satellite Control Centre, SCC) (основной – в Лондоне, запасной – в Лос-Анджелесе).
   Рабочие частоты:
   • сервисная линия («терминал-спутник»/«спутник-терминал») – 1980–2010 МГц/2170–2200 МГц (S-диапазон);
   • фидерная линия («станция сопряжения-спутник»/«спутник-станция сопряжения») – 5150–5250 МГц/6975–7075 МГц (C-диапазон).
   Метод многостанционного доступа – TDMA (многостанционный доступ с временным разделением).
   Пропускная способность системы – 
1 млн абонентов при средней продолжительности разговоров 60 мин/месяц.

   Sea Launch уронил ICO

С.Голотюк. «Новости космонавтики»

КА ICO на заводе-изготовителе.

   Система ICO нацелена (во всяком случае, пока нацелена – об этом см. ниже) на ту самую рыночную нишу, в которой уже реально действуют (и здесь в наше время лучше уточнять: пока действуют) Iridium и Globalstar. При этом глобальный охват и использование многостанционного доступа с временным разделением (TDMA) сближают ICO с «Иридиумом», а отказ от межспутниковых каналов связи – с «Глобалстаром». В то же время использование средневысотных орбит отличает ICO от обеих систем-конкурентов (название ICO как раз и представляет собой аббревиатуру от термина Intermediate Сircular Оrbit – средневысотная круговая орбита).
   КА системы ICO представляет собой новую модификацию запускавшейся с 1992 г. больше полусотни раз базовой модели HS-601, разработанной одним из лидеров рынка телекоммуникационных спутников – компанией Hughes Space and Communications (HSC). Главные особенности этой новой модификации – она получила обозначение HS-601МЕО – менее мощная, и к тому же однокомпонентная, двигательная установка (это связано с тем, что КА выводится непосредственно на рабочую орбиту) и новая система ориентации (что опять-таки обусловлено новым типом орбиты).
   «Изюминкой» бортового ретрансляционного комплекса HS 601МЕО разработчики называют многолучевую антенну S-диапазона и специально разработанный процессор для управления ста шестьюдесятью тремя ее лучами. По словам президента и генерального директора HSC Тига Крекела (Tig H. Krekel), новый процессор «в 300 раз производительнее, чем любая другая полезная нагрузка, когда-либо запускавшаяся компанией Hughes». Таких антенн на спутнике две, и из-за их размеров – два с лишним метра в поперечнике – HS-601МЕО в сложенном виде «вырос» до 
4.7 м, что примерно на четверть выше «среднего» HS-601.
   Стартовая масса КА – 2750 кг. Расчетный срок эксплуатации – не менее 12 лет. Мощность СБ в конце расчетного срока эксплуатации – 8900 Вт.
   Впрочем, вот уже полгода, вспоминая об ICO, мало кто думает о технической стороне дела. После августа 1999 г. (который для спутниковой телефонии стал столь же символичным, сколь август 98-го – для российской экономики) с повестки дня не сходит вопрос, быть или не быть самой компании. И попадут ли на орбиту – во всяком случае, в своем нынешнем виде – уже по-строенные спутники.
   В этот-то переходный период компания ICO и потеряла свой первый спутник – вот почему вдвойне трудно спрогнозировать последствия этой аварии. С одной стороны, представители ICO бодро настаивают на том, что происшествие окажет «минимальное влияние» на развертывание системы, ссылаясь на то, что для начала работы – оно намечено на 3-й квартал 2002 г. – достаточно десяти КА, а также на то, что спутник был за-страхован (13 марта агентство Reuters сообщило со ссылкой на «источники в страховой отрасли», что размер страхового пособия составит 235 млн $).
   С другой стороны, ходят слухи, что МакКоу – второй (после Билла Гейтса) «патрон» проекта Teledesic – намерен перепрофилировать систему ICO, сделав упор на передаче данных вместо голосовой связи. Если это так, то авария даже на руку: убытки будут компенсированы страховщиками, а КА под новые задачи выгоднее строить заново, чем переделывать. Остается еще, впрочем, фактор времени: на рынок спутниковой передачи данных рвутся очень многие и вряд ли стоит держаться «в хвосте».

Дела корпоративные

   Частная компания ICO Global Communications появилась в 1995 г. Четыре года спустя, в августе 1999 г., построив три спутника, но не успев запустить ни одного, компания ICO не смогла рассчитаться с очередными кредиторами и была вынуждена обратиться в американский суд с заявкой об отсрочке процедуры банкротства.
   В начале декабря 1999 г. Суд США по банкротствам в предварительном порядке одобрил продажу обанкротившейся компании с целью ее финансового оздоровления. Окончательное одобрение последует, как ожидают, в мае нынешнего года. В результате контроль над ICO возьмут в свои руки Крейг МакКоу (Craig McCaw), американский миллиардер, пионер сотовой телефонии, и индийский медиа-магнат Субхаш Чандра (Subhash Chandra). Они получат в собственность соответственно 46% и 28% акций обновленной компании; остальные 26% должны быть распределены между владельцами облигаций, акционерами и кредиторами прежней ICO.
   МакКоу и Чандра должны инвестировать в компанию ICO на первом этапе 500 млн $ (эти деньги уже выплачены) и в дальнейшем – если не найдется других инвесторов – еще 700 млн $.
   Решающее судебное заседание, на котором должен быть формально одобрен план реорганизации ICO, назначено на 3 мая.

   Использованы материалы с web-серверов Hughes Space and Communications, ICO, Sea Launch, электронных изданий Florida Today и Spaceflight Now, сообщения Reuters.

 

Сайт управляется системой uCoz