С.Голотюк. «Новости
космонавтики»
23
марта Росавиакосмос и НПО
прикладной механики имени академика М.Ф.Решетнева (г.Железногорск
Красноярского края) подписали контракт на создание спутниковой
платформы «Экспресс-1000». В соответствии с контрактом, объем
которого составляет 50 млн руб, в течение 2000 г. НПО ПМ должно
выпустить конструкторскую документацию на новое изделие и провести
отработку его оборудования.
Главная особенность
платформы «Экспресс-1000» – принципиально новый для отечественных
геостационарных аппаратов типоразмер: масса платформы составляет 600
кг, а масса изготовляемого на ее базе спутника «Экспресс-АК» – не
более 840 кг. Подобные аппараты можно доставлять на орбиту
традиционным для связных геостационарных спутников средством
выведения – ракетой «Протон» (УР-500К) с разгонным блоком семейства
ДМ – по три штуки кряду. Или запускать единичный спутник с помощью
модифицированной ракеты «Союз» с разгонным блоком
«Фрегат».
По пропускной способности спутник на базе
платформы «Экспресс-1000» относится (по выражению сотрудников НПО
ПМ) к «среднему классу» связных КА и несколько уступает недавно
запущенному «Экспрессу-А». Предусматриваются три типовых варианта
комплектации бортового ретрансляционного комплекса
(БРК):
• гибридный БРК – 10 стволов
(транспондеров) Ku-диапазона мощностью по 35 Вт, четыре ствола
C-диапазона мощностью по 20 Вт, один ствол L-диапазона мощностью 20
Вт;
• 12 стволов C-диапазона мощностью по 40
Вт;
• 12 стволов Ku-диапазона мощностью по 50
Вт.
Полоса пропускания каждого ствола во всех
вариантах – 36 МГц.
Прочие
характеристики:
• расчетный срок активного
существования – 15 лет;
• мощность солнечных батарей
к концу этого срока – 2200 Вт (для сравнения: мощность СБ
упомянутого «Экспресса-А» – 2540 Вт);
• теплоотвод
от модуля полезной нагрузки – до 1600 Вт;
• точность
удержания по долготе и широте (наклонению) – 0.1°;
•
точность ориентации по каналам тангажа и крена крена – ±0.1°, по
каналу рыскания – ±0.15°;
• негерметичный вариант
исполнения.
Наша справка |
Почти все отечественные
геостационарные КА имеют массу в две с лишним тонны (2.1–2.5
т) и рассчитаны на одиночное выведение ракетой «Протон» с
разгонным блоком семейства «Д». Эта закономерность была
нарушена прошлой осенью, когда на одной ракете стартовали два
спутника «Ямал-100», весившие 1210 кг и 1360 кг. Однако и это
в полтора раза превышает массу создаваемого
«Экспресса-АК». |
НПО ПМ разрабатывает КА «Экспресс-АК» с 1999 г. Как водится в
последние годы, руководители проекта озабочены привлечением
внебюджетного, предпочтительно зарубежного, финансирования. Основной
надеждой в этом плане является Вьетнам, проводящий конкурс на
поставку телекоммуникационного КА двойного назначения (спутник
должен одновременно работать на гражданскую связную администрацию и
на силовые ведомства Вьетнама). Основной конкурент НПО ПМ в этом
конкурсе – хорошо знакомая железногорцам в качестве партнера по
совместным проектам «Экспресыс-А» и «Тройка» французская компания
Alcatel.
Использованы материалы web-сервера Муниципального фонда
поддержки малого предпринимательства г. Железногорска
(www.fondpp.krasnoyarsk.su), «Газеты НПО ПМ» №1 (68) за апрель 2000
г., «Сегодняшней газеты» (Красноярск) №52 (1137) от 8 апреля 2000
г., журнала «Телеспутник» №4 (54) за апрель 2000 г., а также
материалы, предоставленные пресс-службой НПО ПМ.