"НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ",   2000 год,   № 6,   с. 34

 

Информационный период номера 1 – 30 апреля 2000 г.
 

 

Стоит ли запускать
УР-500К ради дюжины
стволов?


НПО ПМ разрабатывает геостационарный КА
под «семерку»

С.Голотюк. «Новости космонавтики»

   23 марта Росавиакосмос и НПО прикладной механики имени академика М.Ф.Решетнева (г.Железногорск Красноярского края) подписали контракт на создание спутниковой платформы «Экспресс-1000». В соответствии с контрактом, объем которого составляет 50 млн руб, в течение 2000 г. НПО ПМ должно выпустить конструкторскую документацию на новое изделие и провести отработку его оборудования.
   Главная особенность платформы «Экспресс-1000» – принципиально новый для отечественных геостационарных аппаратов типоразмер: масса платформы составляет 600 кг, а масса изготовляемого на ее базе спутника «Экспресс-АК» – не более 840 кг. Подобные аппараты можно доставлять на орбиту традиционным для связных геостационарных спутников средством выведения – ракетой «Протон» (УР-500К) с разгонным блоком семейства ДМ – по три штуки кряду. Или запускать единичный спутник с помощью модифицированной ракеты «Союз» с разгонным блоком «Фрегат».
   По пропускной способности спутник на базе платформы «Экспресс-1000» относится (по выражению сотрудников НПО ПМ) к «среднему классу» связных КА и несколько уступает недавно запущенному «Экспрессу-А». Предусматриваются три типовых варианта комплектации бортового ретрансляционного комплекса (БРК):

   • гибридный БРК – 10 стволов (транспондеров) Ku-диапазона мощностью по 35 Вт, четыре ствола C-диапазона мощностью по 20 Вт, один ствол L-диапазона мощностью 20 Вт;
   • 12 стволов C-диапазона мощностью по 40 Вт;
   • 12 стволов Ku-диапазона мощностью по 50 Вт.
   Полоса пропускания каждого ствола во всех вариантах – 36 МГц.

   Прочие характеристики:

   • расчетный срок активного существования – 15 лет;
   • мощность солнечных батарей к концу этого срока – 2200 Вт (для сравнения: мощность СБ упомянутого «Экспресса-А» – 2540 Вт);
   • теплоотвод от модуля полезной нагрузки – до 1600 Вт;
   • точность удержания по долготе и широте (наклонению) – 0.1°;
   • точность ориентации по каналам тангажа и крена крена – ±0.1°, по каналу рыскания – ±0.15°;
   • негерметичный вариант исполнения.

Наша справка

   Почти все отечественные геостационарные КА имеют массу в две с лишним тонны (2.1–2.5 т) и рассчитаны на одиночное выведение ракетой «Протон» с разгонным блоком семейства «Д». Эта закономерность была нарушена прошлой осенью, когда на одной ракете стартовали два спутника «Ямал-100», весившие 1210 кг и 1360 кг. Однако и это в полтора раза превышает массу создаваемого «Экспресса-АК».

   НПО ПМ разрабатывает КА «Экспресс-АК» с 1999 г. Как водится в последние годы, руководители проекта озабочены привлечением внебюджетного, предпочтительно зарубежного, финансирования. Основной надеждой в этом плане является Вьетнам, проводящий конкурс на поставку телекоммуникационного КА двойного назначения (спутник должен одновременно работать на гражданскую связную администрацию и на силовые ведомства Вьетнама). Основной конкурент НПО ПМ в этом конкурсе – хорошо знакомая железногорцам в качестве партнера по совместным проектам «Экспресыс-А» и «Тройка» французская компания Alcatel.

   Использованы материалы web-сервера Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства г. Железногорска (www.fondpp.krasnoyarsk.su), «Газеты НПО ПМ» №1 (68) за апрель 2000 г., «Сегодняшней газеты» (Красноярск) №52 (1137) от 8 апреля 2000 г., журнала «Телеспутник» №4 (54) за апрель 2000 г., а также материалы, предоставленные пресс-службой НПО ПМ.

 

 


Сайт управляется системой uCoz