"РУССКИЙ ТЕЛЕГРАФ", 10 апреля 1998 года, № 63
Ракетная рокировка через океан
Космическая дружба России и США углубилась до обмена двигателями
Вчера в Москве объявлено о беспрецедентных договоренностях между двумя ракетными фирмами -- российским КБ химавтоматики (КБХА) и американской United Technologies Corporation (UTC). Согласно двустороннему меморандуму, подписанному в конце марта, КБХА и UTC совместно модернизируют и запустят в производство в Воронеже американский ракетный двигатель RL-10. Использование этого двигателя на ракете "Протон" -- "рабочей лошадке" российской космонавтики -- позволит существенно улучшить ее рыночные возможности.
В подписанном руководителями КБХА и UTC меморандуме оговаривается и другое возможное направление сотрудничества двух фирм -- совместная разработка нового гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Окончательные решения ожидаются в ближайшие месяц-два, после чего, как сказано в документе, по каждому из вопросов должно быть заключено отдельное соглашение.
По сведениям наших источников, заинтересованность в применении двигателя RL-10 на "Протоне" высказало ILS -- совместное предприятие Госцентра им. Хруничева (производителя ракеты) и американской фирмы Lockheed-Martin, отвечающее за маркетинг этой ракеты на мировом рынке.
Производство в России американского ракетного двигателя, пусть даже и модернизированного, -- на первый взгляд неожиданный поворот российско-американского космического сотрудничества. До сих пор, напротив, американцы интересовались жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) российской разработки. Заключены контракты между UTC и подмосковным НПО "Энергомаш", по которым Россия поставляет ЖРД типа РД-180 для новой американской космической ракеты Atlas-2AR (товарные поставки начинаются летом этого года). Общий объем поставок РД-180, по прогнозам американской стороны, составит 300 штук при цене $8--10 млн за штуку. Еще 100 таких же двигателей американцы рассчитывают произвести по лицензии НПО "Энергомаш" на американских заводах.
Теперь речь идет о заимствовании россиянами американской разработки. И значение этого факта (или, скорее, пока что намерения) выходит далеко за рамки осуществления конкретного проекта или загрузки отдельно взятого предприятия. В конечном счете новый двигатель позволяет осуществлять федеральную космическую программу меньшим количеством ракет и меньшими бюджетными средствами. А использование проверенной заморской конструкции снижает риск аварий при внедрении новой разработки.
RL-10, работающий на жидком водороде и жидком кислороде, при той же массе значительно мощнее традиционных российских ЖРД на кислороде и керосине, на амиле и гептиле и т.д. Двигатели семейства RL-10 американцы тридцать с лишним лет используют на верхних ступенях своих ракет -- это дает серьезный выигрыш в массе полезного груза. В то же время кислород-водородные ЖРД относительно сложны и капризны, поэтому в СССР, где все это время имелось в достатке больших и мощных ракет, их практически не использовали. Попросту говоря, развитие шло по экстенсивному пути.
В модернизированном варианте тяга двигателя RL-10 составит около 20 тонн. Его использование в разгонном блоке ракеты "Протон" (УР-500К), по оценкам экспертов, позволит увеличить массу выводимого на орбиту полезного груза не менее чем в полтора раза. Это заметно увеличит доходы от коммерческих запусков этой ракеты (сейчас, при массе выводимого на геостационарную орбиту спутника в 2,5 т, его запуск обходится заказчику в $70--80 млн).
Ни российская, ни американская сторона не беспокоятся относительно военного использования передаваемой технологии: в качестве боевого оружия ракеты на сжиженных газах перестали применять еще в 60-х.
СЕРГЕЙ ГОЛОТЮК
Подпись к фото:
Разработанный в подмосковных Химках двигатель РД-180
к концу этого года будет установлен на американской ракете Atlas 2AR.